Суббота, 22.07.2017, 15:53
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ "Тисульская СОШ"

Меню
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Методическая копилка

Чтение и грамотность — национальный приоритет! С данными материалами можно познакомиться на сайте РАЧ (Межрегиональной общественной организации "Русская ассоциация чтения") http://www.rusreadorg.ru 
Автор - составитель материалов Конева Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы
Стратегии чтения
1. Стратегии предтекстовой деятельности.
Это достаточно эффективное (если выработать систему) и может быть даже новое явление в работе учителя.
Цель: актуализация имеющихся знаний
" Мозговой штурм"
" Глоссарий" 
" Ориентиры предвосхищения" (просмотровое чтение)
" Батарея вопросов"
" Предваряющие вопросы"
" Рассечение вопроса"
После предтекстовых стратегий переходим к чтению и пониманию текста. Есть несколько эффективных стратегий текстовой деятельности. 
2. Стратегии текстовой деятельности
Цель: управление процессом чтения
"Чтение в кружок" (попеременное чтение)
"Чтение про себя"
"Чтение про себя с остановками"
"Чтение про себя с пометками" со сложными научными текстами (схема)
После чтения текста ведется тоже определенная работа. 
3. Стратегии послетекстовой деятельности 
Цель: обучение пониманию текста
"Отношение между вопросом и ответом"
"Вопросы после текста" "Тайм- аут"
"Проверочный лист"
Стратегии, о которых я буду сейчас говорить, используются при работе с объемными текстами. Они призваны расширять набор приемов. Такие стратегии используют до чтения, во время чтения и после чтения. 
4. Стратегии работы с объемными текстами.
"Алфавит за " круглым столом"
"Соревнуемся с писателем"
"Ориентиры предвосхищения"
"Экскурсия по книге"
"Цитаты"
"Загадки"
Кластер " Черты характера"
"Синквейн"
Существует еще одна группа стратегий. Она имеет несколько характеристик:
актуализирует предшествующие знания, умения, опыт;
обучает самостоятельно выполнять задания, ставить цели, планировать деятельность;
способствует формированию обученности, образованности читателя.
5. Общеучебные стратегии.
"Знаю ----Хочу знать----Узнал"
Учащиеся делают таблицу, состоящую из 3 колонок, пишут: «Знаю – хочу узнать – узнал». Учитель записывает ключевыми словами то, что знают уже. Затем учащиеся формулируют 2–3 вопроса, что хотели бы узнать по этой теме и записывают вопросы во 2 колонку. Потом читают информационные тексты. По мере чтения учащиеся ищут ответы на вопросы и ставят (+), если не нашли, то ставят ( - ). В 3 колонку записывают то, что узнали.
Граф - схемы " Кольца Венна"
Все представленные стратегии обучения чтению формируют продуктивное чтение у учащихся и формируют систему универсальных учебных умений, которые и являются основой интеграции всех предметов, а в конечном итоге непрерывного, развивающего обучения. Наша задача- капля за каплей собрать все стратегии и научить учащихся учиться. 
Ведь каждая капля усилий рождает море возможностей.
У уважаемые коллеги здесь вы можете найти
конструктор урока по технологии
Материалы районного методического объединения,
прошедшего 23.10.2013 г.
Памятка для учителя «Как подготовить тексты для работы на уроках при стратегиальном подходе обучения чтению»

     1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (от полноценного рассказа до абзаца, формулировки правила, таблицы, схемы и т.п.)
     2.Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:
     - фактуальную( то, что говорится напрямую)
     - подтекстовую ( то, что сказано в не явном виде, между строк). Данный уровень может быть не во всех текстах.
      - концептуальную ( основная идея, о которой думал автор, создавая текст)
     3. Определите роль данного текста на уроке:
     - используется на этапе введения нового задания или отработки изученного?
     - в чем основная цель чтения этого текста учениками на уроке?
     - ставится ли специальное продуктивное задание к тексту ( составить список особенностей, причин, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.)?
4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения, с целью предвосхищения читателями будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом:
      - судя по заглавию (иллюстрациям, автору)- о чем будет этот текст?
      - из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, схемы, иллюстрации и т.п.
      5.Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения:
- короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов
      - вопросы к автору текста, которые могут возникать по ходу чтения и места, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы
      - реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста)
      6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения:
       - вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или система вопросов для беседы)
       - или проверка выполнения продуктивного задания к тексту
Этапы работы с текстом по технологии продуктивного чтения
I этап. Работа с текстом до чтения
1.                     Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2.                     Постановка целей урока с учетом общей  готовности учащихся к работе. 
        II этап. Работа с текстом во время чтения
1.    Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия.  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2.    Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
3.    Анализ текста  (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
4.    Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
5.    Выразительное чтение. 
       III этап. Работа с текстом после чтения
1.    Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.    Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.    Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.    Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Приемы технологии Развития критического мышления через чтение и письмо

1. Приём «Ключевые слова» (на этапе вызова или рефлексии), который помогает сформулировать устное высказывание либо на этапе актуализации прежних знаний, либо на этапе обобщения и закрепления учебного материала.
2. Приём «Сводная таблица» (используется при сравнительной характеристике героев художественного произведения, сопоставлении эпизодов произведения и т.п.)
3. Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы» (используется, например,  при работе с текстами о биографиях писателей).
4. Эссе на основе знакомства обучающихся с  различными точками  зрения на один и тот же вопрос. Данный приём продуктивен в старших классах при знакомстве на уроках литературы с критическими  статьями, посвящёнными произведению. Вошло в систему проведение уроков по темам: «Образ Катерины в русской критике XIX – XXвека (по драме А.Н. Островского «Гроза»)», «Герой или Асмодей нашего времени? (оценка образа Е. Базарова в русской критике XIX - XX века)»,  «Образ Луки  в русской критике XX века (по драме М. Горького «На дне»)», «Такой разный Маяковский… (оценка творчества поэта в русской критике XX века)».
5. Приём «Вставь пропущенные слова». Учащимся предлагается готовый  текст по анализу изучаемого художественного произведения, но некоторые слова (фразы) в данном тексте пропущены,  и учащийся должен вставить их. Приём может использоваться на всех стадиях урока. На стадии «вызов» обращение к такому тексту помогает за короткое время актуализировать знания обучающихся; на стадии «осмысление» возможна проверка понимания обучающимися учебного материала; на стадии «рефлексия» это способ закрепления и обобщения изученного. 
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz